Социальные сети никогда не объединятся в одно кольцо. И ждать не стоит. Интегрировать и заимствовать друг у друга сервисы, поглощать и инсталлировать себя на чужую территорию - это пожалуйста, но бизнес будет развиваться исключительно по экономическим законам.
Владельцы, представители, сотрудники, идеологи социальных сетей встретились на конференции "Интернет-сообщества 2008", организованной Региональным общественным Ценром интернет-технологий. Впервые на одной "скамейке" оказались такие партнеро-конкуренты как "Одноклассники.ру", "Мамба.ру" (кольцо сайтов знакомств), RuTube, LiveInternet, "Проза.ру", Top4Top и прочие.
Мы все делаем свои проекты исключительно для получения прибыли, поэтому социальные сети - это бизнес. Вот так заявили представители интернет-течения (можно даже сказать интернет-потопа), которое в обиходе называется Веб 2.0 (самоорганизующиеся сообщества). Бизнес-модели у всех разные, поэтому, если брать экономику в реале (практическую экономику) и объединить ее, то получится не множество компаний и брендов, которые создают конкуренцию и от этого растут, а единая система оказания услуг человечеству.
С другой стороны понятно что сообщества, все больше коммерциализуясь, изживают сами себя. Так, "Мамба.ру" создающая сервисы знакомств, заинтересована в том, чтобы пользователи не уходили с ресурса. А значит у ресурса задача не знакомить, а наоборот - препятствовать знакомству, создавая видимость того, что работа ведется в правильном направлении. Поэтому-то и возникают фантомы, которые исполняют роль "девушек у стойки". В реальности это выглядит так - ресторан нанимает специальных девушек прекрасного вида, которые тусуются "у стойки". С ними знакомятся мужчины и раскошеливаются на угощения. Дело до постели, конечно не доходит (девушки не строят из себя call-girls, а наоборот... переживают, например, личную трагедию), зато ресторан получает приличную выручку, а леди - халявную еду. Так вот, у "Мамбы" существует такой же прием - машины рассылают сообщения. Этакие роботы под прикрытием.
Есть и другие приемы, использующиеся в Веб 2.0. Например, пытающийся сделать новостной ресурс под Веб 2.0 Newsland (идея: интересные новости пользователи отбирают сами, создавая уникальные ленты) использует в данный момент профессиональных редакторов, которые формируют ленту, переводят сообщения и т.д.
Та же история с раскручиваемым Top4Top. Денег у них... Много. Агрессивная рекламная компания, неубедительный Дибров, постоянно обновляемая, но так и не доведенная до ума flash-анимация, огромные деньги пока не дают результата, который, кажется, ожидался. Сегодня один из топов Top4Top Зоненашвилли признался, что у ресурса по Москве 300 тысяч посетителей в неделю. До заявленной глобальности весьма далеко.
Потом, всем известен прием скрытой рекламы. Скупаются пачками наиболее популярные блоггеры (ведущие он-лайн дневников) и запускается "общественное мнение" по определенному предмету. Или еще один уже давно получивший распространение маркетинговый ход - "вирусная реклама". Это слухи, сплетни, шокирующие ролики передающиеся от человека к человеку. Она тоже популярна и активно используется в социальных сетях.
Итак, сервисы обмениваются опытом, шлифуют подходы к монетизации (добывание прибыли из продуктов напрямую неспособных продаваться) интернет-сообществ, хитрят с оптимизацией и раскруткой, увеличением индекса цитируемости и т.д. Дело бизнеса - делать деньги, и бизнес-модели социальных сетей изначально заточены на это. Поэтому социальная система (лат.socium - общее) - не есть социальная система. Отсюда: социальная сеть - есть частная сеть. Но это уже другая история...